Логотип ДИОЛ
Стратегическое планирование
     ТРИЗ в бизнесе и технике
         Решение задач Коучинг
            Системные расстановки
ДИОЛ

Написать письмо

Автор сайта:
Marcin Cieslak

ТопТренинг.ru - тренинги и семинары
Правильный СSS

ВЕК АЛЬТШУЛЛЕРА - ВЕК ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

© Сибиряков В.Г., 2001г

75-летию Генриха Сауловича Альтшуллера появящается..


"Если вы хотите изменить что-то малое
в своей жизни, тогда измените свое
отношение и поведение, если хотите
произвести большие и весомые перемены,
тогда вам нужно изменить свое мышление"

(Альберт Эйнштейн)


24 сентября 1998 года скончался автор ТРИЗ, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер, Генрих Альтов. Оборвалась жизнь замечательного человека, который подарил людям ТРИЗ.

Вечером после похорон его ученики и последователи, собравшиеся со всего света, решили ежегодно праздновать Международный День ТРИЗ в день рождения Альтшуллера, 15 октября.

В этот день в Карелии, в Петрозаводске, где похоронен Альтшуллер, в Питере и Москве, в Нью-Йорке и Бостоне, в Детройте и Торонто, в Сеуле и Токио, в Пуатье и Париже, в Израиле и в Лондоне, в Амстердаме и Варшаве собираются его ученики и последователи. Нас уже много, нас уже тысячи. Уже тысячи… Мог - ли подумать Генрих Альтшуллер в 1946 году, что через полвека тысячи людей во всем мире будут праздновать его день рождения, как день рождения новой науки - науки изобретательства?

Всю историю человечества можно рассматривать как непрерывную цепь изобретений. Кто-то когда-то изобрел палку-копалку, изобрел колесо, копье и лук, рычаг и ворот. Мы не знаем имен этих изобретателей. Но мы знаем и понимаем, какой толчок развитию человечества дали эти неведомые нам люди….

Мы знаем имена Джемса Уатта и Ивана Ползунова, благодаря которым человечество вошло в "Век пара". и Андре Ампер, Майкл Фарадей, Алессандро Вольта, Джеймс Максвелл и Томас Эдисон открыли человечеству "Век электричества". и Супруги Пьер и Мария Кюри, Энрико Ферми, Эрнест Резерфорд и Нильс Бор, Альберт Эйнштейн и Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг и Игорь Курчатов ввели нас в "Атомный век" со всеми его проблемами и противоречиями и Циолковский и Королев, Цандер и Вернадский открыли людям "Космический век"…

Однако к средине 20-го века сложилась парадоксальная ситуация - темпы научно-технического прогресса пришли в жесткое противоречие с методами поиска новых научных и технических решений. Должна была произойти революция в этих методах. И она произошла. Тихо и незаметно. В Баку приступил к своим исследованиям Генрих Саулович Альтшуллер.

Тихо и незаметно человечество вступило в и век Альтшуллера, век ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ.

Что же произошло? От чего мы ушли и куда идем благодаря Генриху Альтшуллеру?

Дело в том, что методы поиска нового в самых разных областях человеческой деятельности сложились давно, они привычны, они сидят у нас в подсознании. И это ограничивает нас, не дает вырваться за рамки стереотипов, не дает перебороть психологическую инерцию профессионала. И чем "уже" специалист, тем труднее ему разорвать путы профессионального подхода. Все эти известные методы есть разные модификации Метода проб и ошибок (МпиО).

С детских лет мы познаем мир Методом Проб и Ошибок (МпиО). Сунули пальчик в пламя костра - "проба"! Мы никогда не повторим этот эксперимент в будущем: потому, что больно, потому, что - "ошибка". И, взрослея, мы привыкаем пользоваться МПиО. Вовсе не потому, что всегда больно. А потому, что не всегда понятно, что произошло, не всегда видно, из-за чего получился тот или иной результат. А самое главное - не предлагается никаких других методов поведения в неизвестной ранее ситуации, решения новых не встречавшихся ранее задач. Повзрослев, мы пользуемся этим привычным инструментом познания и развития, совершенно не обращая внимания на его мизерную эффективность. Мы ищем вдохновения, озарения, инсайта (это мудреное слово придумали психологи). Они "копаются в голове" у изобретателей, писателей и художников. Они исследуют процесс творчества. И они исследуют условия, стимулирующие и поддерживающие процесс творчества. Результат: установлено, что у каждого из нас есть свои особенные способы активизации творчества. Кому-то помогает природа, кому-то специфические запахи, кому-то - рюмка водки.

Неудачи предлагаемых способов активизации мышления объясняли очень просто: акты творчества сугубо индивидуальны (Круппу нравится запах навоза, мне - нет). А коли так - то и научить творчеству невозможно… Ну что же, давайте вдохновимся процентов на 105, понюхаем навоза, задумаемся и попытаемся, например, прочитать японскую газету. У нас ничего не получится: мы не знаем правил этого языка, не знаем иероглифов, будем пытаться по привычке читать слева направо. Мы будем вынуждены просто гадать, совершая бесчисленные пробы и ошибки. Не исключено, что мы угадаем содержание текста, но вероятность этого очень мала.

Но реально-то существует вполне определенные правила японского языка, хотим мы этого или нет. И японцы ими прекрасно пользуются, и не только при чтении газет.

Попытка прочитать газету на незнакомом языке, угадать ее содержание, очень хорошо моделирует МПиО, эту "традиционную технологию творчества". Что нужно, чтобы читать по-японски? Естественно, изучать язык, стараться понять его правила и законы...

Сейчас МПиО нас, человечество, не устраивает по нескольким причинам:
  1. Экономически. И не только из-за колоссальных потерь в рублях или долларах, не только из-за экологических последствий решений, принятых "методом тыка", но из-за расплаты за них че-ловеческими жизнями. Вот страшный факт. Флеминг, изобретатель пенициллина, писал, что пенициллин должен был появиться в больницах минимум на 20 лет раньше. Мешала психологическая инерция, обыкновенная привычка к тому, что плесень - это плохо, вредно. Все видели, что плесень убивает микробов. Это знали многие бабки-знахарки, врачи-эпидемеологи, биологи, микробиологи. В тарелке, в колбе - пожалуйста! А вот ввести плесень в человека ... На 20 лет было отсрочено появление этого лекарства. По мнению Флеминга, это стоило жизни 20-ти миллионам человек! По Европе прошла эпидемия вирусного гриппа (испанка)... А ведь эту эпидемию могли встретить с пенициллином. Другой пример, современный, - Чернобыль. Его последствия очень трудно оценить сегодня. А, по мнению экспертов в этой аварии во многом виновата "полная беспомощность в области изобретательства физиков из Института Атомной Энергии им. Курчатова".

  2. Непредсказуемость: сколько перебирать? Когда остановиться? Нет и критериев правильного, "сильного" решения. Как получится... Есть впечатляющие цифры. У нас даже в лучшие годы было менее 1 новаторского предложения на 7 человек с высшим образованием. Для сравнения: в той же Японии средний рабочий, у конвейера, выдает 60-70 новаторских предложений в год. В году 52 недели, значит, японский работяга "генерирует" новое чаще, чем раз в неделю... И все предложения оплачиваются соответственно их эффективности для производства. На фирме "Хитачи" регистрируют в год 4 миллиона (!) предложений, 20 тысяч из них - внедряется. Но сеть и другая сторона.

    Японцы как раз и идут методом активизации перебора вариантов. 4 миллиона предложений в год на фирме "Хиттачи" - это впечатляет. Но внедряется-то всего 20 тысяч из этих предложений. А это всего 0.5%! Остальные 3 миллиона 980 тысяч - сплошные "ошибки"... Такова реальная эффективность МПиО.

  3. Психологически. Здесь два важных аспекта. Во-первых, решив задачу каким-либо методом, человек поневоле, чисто психологически, стремится и другие, новые задачи, решать тем же методом. Во-вторых, не решив одну задачу, отказываются даже браться за другие. Примеров тому великое множество...

Вернемся к аналогии с японским языком. Можно его изучить? Да, конечно. - Что для этого надо? Надо ли "копаться в голове" у японцев, выяснять, что они нюхают, что едят, чтобы понять закономерности японского языка? А может, попытаться изучить японский методом мозгового штурма? Или методами "деловых игр"? Вряд ли это поможет… - Нет, наверное, надо действовать по- другому: брать учебники, словари и работать, работать... Еще лучше воспользоваться "методом полного погружения". Ведь именно этот метод рекомендуют преподаватели иностранных языков. С иностранными языками понятно. А как же быть с новаторством, с творчеством в других областях человеческой деятельности? Как развивать науку? Как изобретать в технике? Как выявить ее законы? Как изобретать в бизнесе? В педагогике? В медицине? В рекламе или маркетинге?

В 1946 году молодой бакинский изобретатель Генрих Альтшуллер избрал для себя метод полного погружения в … технику. До него никому и в голову не приходила такая "дикая" мысль - проанализировать все -100 тысяч на то время - изобретения Советского Союза! Согласитесь, это был дерзкий шаг. Но ему повезло.

Надо сказать, что нигде, кроме техники, не существует систематизированного и компактного информационного фонда, где было бы в одном предложении описано существующее положение, цель предлагаемого изменения, способ достижения этой цели, отличия его от всех других. А именно так устроена "формула изобретения" (патентная формула). И тут выяснилось, что те изобретатели, которые получили 3, 4 или 5, формулировали свои изобретательские задачи в виде ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Например, конструктор самолета хочет увеличить дальность полета, но при этом придется брать на борт больше горючего. Увеличится взлетный вес самолета, а, значит, уменьшится его скорость. Вот оно - противоречие!

· Ну и что? Все мы проходили диалектику, читали Гегеля, Маркса и Энгельса - там все про противоречия сказано! Это так. Но попробуйте целенаправленно применить понятие ПРОТИВОРЕЧИЕ на практике. Это пытались сделать очень многие. Не получалось! Именно поэтому МпиО так силен и почитаем до сих пор. Конечно, те, кто ИНТУИТИВНО приходил к формулированию противоречия и, далее, правильно его разрешал - тот и решал задачу. Но интуиции обучить невозможно. Именно поэтому решение задач, содержащих жесткие противоречия, во все времена до Альтшуллера было искусством. Будь это техника, графика, музыка, экономика или наука, педагогика или социальная сфера.

Противоречия из отобранных Г.Альтшуллером изобретений сыпались, как из рога изобилия. Удивительно, но оказалось, что противоречия в самых разных областях техники - от канализации до ракетостроения - можно обобщить, сравнить между собой и систематизировать.

Более того, выявилось, что и способы разрешения противоречий тоже можно обобщить и систематизировать! В итоге Г.С.Альтшуллер сформулировал изобретательские приемы разрешения противоречий.

В результате дальнейшей кропотливой работы выяснилось, что эти приемы являются выражением объективных законов развития технических систем, не зависящих от конкретного человека - изобретателя. Почему неэффективен МПиО? Потому что мы не знаем, где, в каком направлении искать ответ в поставленной задаче? Как говорили древние: "У корабля, который не знает, куда плыть - не бывает попутного ветра". Если же мы знаем закономерность, мы можем ее "оседлать" и она неминуемо приведет нас к правильному ответу. Без множества пустых проб и дорогостоящих ошибок.

Начиная работать над теорией изобретательства, Г.С.Альтшуллер рассчитывал потратить на это 2-3 года жизни. Отдал всю жизнь. В результате разработана стройная и красивая Теория решения изобретательских задач. Каждый прием, каждая методика и каждый алгоритм этой теории проверены и отточены на сотнях конкретных изобретательских задач.

КАК РАБОТАЕТ ТРИЗ?

Как правило, работа над решением начинается с тризовского уточнения формулировки исходной задачи. Зачем нужно уточнение? Для выявления противоречия, ведь его часто просто не видно в исходной формулировке. Переформулирование часто происходит несколько раз. Правильно сформулированная задача - это уже 90% ответа (Пойа). Когда противоречие выявлено, можно использовать формализованные методы его разрешения. В ТРИЗ для этого много возможностей! Это и уже упоминавшиеся приемы разрешения противоречий, и так называемый "вепольный анализ", и "Стандарты решения изобретательских задач". Обратите внимание на это название: "стандарты" решения "изобретательских задач", то есть задач, которые раньше по определению считались творческими, а значит - нестандартными! Оказывается, до 95% возникающих в технике проблем решаются именно по тризовским стандартам. Ещё более удивительно то, что те же самые правила работают и в бизнесе, и в образовании, и в социальной сфере!

Для решения действительно сложных задач в технике - оставшихся 5% - Г.С.Альтшуллер разработал "Алгоритм Решения Изобретательских Задач" (АРИЗ). Это - особенный инструмент ТРИЗ. С его помощью решены сотни задач, стоявших перед изобретателями всего мира в течение десятков лет. Если действовать методом проб и ошибок, то понадобились бы десятки тысяч проб, еще десятилетия работы…

Можно сказать, что Г.Альтшуллер изобрел, точнее открыл - своеобразный "язык", описывающий развитие техники и правила его использования, составил "словари" и "самоучители" для нас с Вами. По ним уже выучились тысячи изобретателей во всем мире. Самое главное (и самое привлекательное!) в ТРИЗ - ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Любой человек может изучить ТРИЗ и эффективно использовать полученные знания и методы в своей работе. Конечно, это потребует времени, упорства и настойчивости. Ничуть не меньше, чем научиться японскому языку или выучиться по самоучителю игре на гитаре. Но зато потом…

Сравним двух великих изобретателей: Эдисона и Альтшуллера. Генрих Альтшуллер изобрел и осознанно применял и развивал ТРИЗ. После Эдисона не осталось научной школы После ГСА такая школа осталась и бурно развивается (см. в интернете) В чем же различие?
  • Эдисон пользовался исключительно МпиО и не признавал никаких других методов. Да их и не было в его время.
  • Первое изобретение сделал, когда ему было меньше 20 лет. В 22 года нанял 50 помощников, через 6 лет на него работало более 100 человек. Дал объявление о том, что "принимает заказы на изобретения".
  • В 1878 году начал работы над электрическим освещением. Одновременно с лампой было разработано (и запатентовано!) все, что необходимо для системы освещения: генераторы, выключатели, предохранители, провода, кабели и даже изоляционная лента...
  • Изобрел фонограф, аккумулятор, новый способ получения железа из руды и др. За свою жизнь получил 1093 патента - больше, чем кто бы то ни было в мире.
  • Для подбора материала для нити накаливания было опробовано не менее 6000 различных материалов и соединений, при этом было истрачено более 100 тыс. $ !
  • Для изобретения аккумулятора Эдисон сделал 50000 опытов.
  • Однако своего ГЛАВНОГО изобретения он просто не заметил - Эдисон изобрел НИИ. НИИ - замена последовательного перебора вариантов параллельным, когда десятки, сотни, а иногда и тысячи людей параллельно решают задачу - перебирают варианты…
Что же получил Альтшуллер?

1. Он предложил классификацию изобретательских решений (5 уровней). Стоит ли говорить, что в других науках нет такого четкого понимания роли противоречий в развитии систем и моделей. 2. Альтшуллер разработал классификацию противоречий в технике: АП - ТП - ФП.

Мы два года потратили на то, чтобы найти какой-то аналог в организационных структурах. Это удалось: АП - ОП - ЛП - ПП.

ТРИЗ + наука. Я глубоко убежден, что в ЛЮБОЙ НАУКЕ такая первичная классификация противоречий послужит мощным толчком к развитию. Но сделать это смогут только профессионалы в этой области, знающие ТРИЗ. Если противоречия будут найдены, то дальше можно подключать весь аппарат ТРИЗ. Это - гарантия успеха.

Например в физике накоплены экспериментальные (повторяющиеся!) факты о том, что существуют процессы, происходящие со скоростями большими скорости света, что противоречит теории Эйнштейна. Оказывается, существуют "Торсионные поля", и т.д. Таких фактов более 100. Официальная наука закрывает на них глаза и тут вспоминается знаменитое изречение Макса Планка о том, что "новые идеи побеждают не потому, что они правильны, а потому, что уходят носители старых идей"…

Например, в генетике. Информация генома человека используется на несколько процентов… Зачем такой "запас прочности"? Какое противоречие разрешала природа таким "неэкономичным способом"? Науки еще ждут своих "Альтшуллеров", своих ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ.

3. Те 6 приемов разрешения, которые он нашел первоначально оказались частными проявлениями более общих ЗРТС. Более того, эти законы, точнее - их аналоги работают в ЛЮБЫХ СИСТЕМАХ, так что можно говорить о ЗРС. Любая наука строит модели систем и оперирует с ними. Чем полнее модель, чем больше таких моделей, тем точнее наука. Минимально надо строить две основных модели системы: элементную и функциональную. Далее необходимо искать в этих моделях противоречия и разрешать их тризовскими методами. Прогресс гарантирован!

4. ЖСТЛ - последняя большая работа Г.Альтшуллера. В ней он провел анализ картотеки биографий ТЛ.

Сколько гениев было в истории человечества?
Сколько их живет сейчас, в Вашем городе?

Мало? - Это не то слово! Александр Сергеевич Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей было около 4-ех тысяч гениев (всего!), 120 000 крупных талантов, 150 000 более-менее способных людей...Всего... Эти данные получены при анализе энциклопедий и справочников.

Причем в этот список попадает и признанный гений и преступник.
Последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев.

По оценкам демографов за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас нас около 6 миллиардов). Подсчитаем КПД человечества по гениям и талантам. КПД = (150 000 + 120 000): 80 000 000 000 Сколько получилось? 3,4 х 10(-6) степени... А у паровоза сколько?

Обидно ведь...10(-6) степени - это уровень флуктуаций, уровень "шума". И это при том, что каждый здоровый ребенок, любой из нас - потенциальный гений!

5. ТРИЗ + педагогика. Из ЖСТЛ с неумолимостью вытекает необходимость построения каждым человеком системы целей с выходом на большую, общечеловеческую ДОСТОЙНУЮ ЦЕЛЬ.

6. ТРИЗ + бизнес. Экономика: кто бы взялся за создание картотеки "Сильных решений в экономике" вместо высасывания теорий из пальца. Неужели действительно нашим развитием, развитием человечества движет противоречие "между трудом и капиталом"?! Надо искать другую модель, анализировать ее, выявлять противоречия.

Мы благодарны Генриху Альтшуллеру за его "Прикладную диалектику", за его "Ускоренный здравый смысл".

И еще несколько слов о перспективах, о будущем ТРИЗ.
  1. У многих тризовцев сложилось впечатление, что все уже сделано. Для "железной ТРИЗ" это во многом справедливо. Создана ИМ, есть и другие программные продукты. ТРИЗ идет в надсистему. Огромное распространение в интернете. Бурное расширение географии. Япония взяла ТРИЗ в 3-е тысячелетие.
  2. Другие считают, что со смертью основателя развитие остановилось. Это не так! ТРИЗ идет в другую надсистему - к решению социальных задач. Проблема инвалидов - реальный результат. Стратегическое планирование на основе ТРИЗ - реальные результаты. Реклама, маркетинг, ПР - реальные результаты.
  3. Создана МАТРИЗ. На новых принципах, но с целями, которые ставил Альтшуллер: пропаганда и развитие ТРИЗ.
  4. У нас в Новосибирске очень остро стоит задача обучения детей. Мы сейчас привлекаем молодежь к преподаванию ТРИЗ школьникам и студентам.
  5. Есть и опасность профанации, особенно за рубежом. Появилась масса очень слабых статей и пособий по ТРИЗ. В США, во Франции, в интернете. Задача МАТРИЗ - противостоять этой волне непрофессионализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На семинарах нас часто спрашивают: "Есть ли границы применения ТРИЗ?"
Это очень важный вопрос. И методический и мировоззренческий.
Мы постоянно ищем эти границы. В разных областях техники, от канализации до космонавтики - не нашли. В генной инженерии, электронике, оптике - не нашли.

В социальной сфере. В бизнесе, в маркетинге и рекламе, в стратегическом планировании. Даже на выборах… Не нашли.
И все-таки! Одну границу мы нашли: ТРИЗ не работает там, где решения принимаются субъективно, ВОПРЕКИ законам развития систем. Это, конечно, политика, коррумпированная экономика, массовое сознание и немереные деньги.

Мы с такими системами не работаем. Это наш сознательный выбор.

Мы знаем, что эти системы "не идеальны".
Это означает, что они обречены на гибель.

А Генрих Альтшуллер и его ТРИЗ, его ученики и последователи работают на развитие, на жизнь, на человечество! ….