Логотип ДИОЛ
Стратегическое планирование
     ТРИЗ в бизнесе и технике
         Решение задач Коучинг
            Системные расстановки
ДИОЛ

Написать письмо

Автор сайта:
Marcin Cieslak

ТопТренинг.ru - тренинги и семинары
Правильный СSS

ПУТЬ В ГЕНИАЛЬНОСТЬ

© Сибиряков В.Г., 2001г

Вы не задавали себе вопрос: "Сколько было гениев, людей оставивших след в истории человечества? Сколько их, кого будут вспоминать потомки, живет сейчас в Вашем городе? В стране? На плане-те Земля?" Мало? - Это не то слово! Александр Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей, оставивших след в истории человечества, было около 4-ех тысяч гениев (всего!), 120 000 крупных талантов, 150 тысяч более-менее способных людей.. .Всего... Эти данные получены при анализе сотен энциклопедий и справочников. Причем в список попали и признанные гении и знаменитые преступники. Последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев. С другой стороны, по оценкам демографов за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас нас чуть больше 5 мил-лиардов). Подсчитаем КПД человечества по "производству" гениев и талантов.

КПД = (150 000 + 120 000): 80 000 000 000. Получилось 3,4 гения из миллиона... А у паровоза сколько? Обидно за себя, обидно за че-ловечество... Единицы из миллиона - это уровень флуктуаций, уровень "шума". И это при том, что каждый здоровый ребенок, любой из нас - потенциаль-ный гений!

Как же стать гением?

Личность человека формируется на 15% в зависимости от факторов наследственности и на 85% - от своего окружения.

Я глубоко убежден, что ВСЕ дети рождаются талантливыми. Этакие "пушистые множества". На первых порах всё будущее ребенка зависит исключительно от "ближнего окружения" - семьи и родственников. Ребенку уделяется много времени, родители стараются вложить в него как можно больше. Но вот он попал в ясли иди детский сад, где времени ему воспитатели уделяют гораздо меньше. "Пушистость", необычность, нестандартность начинают потихонечку "причесывать", а то и "подстригать", ведь воспитателям гораздо удобнее работать с одинаковыми ребятишками... И все равно ещё очень многое зависит от "ближнего окружения", но большое влияние уже оказывает "дальнее окружение". Еще через некоторое время ребенок попадает в школу, где влияние "дальнего окружения" резко усиливается. Всех учат по стандартным программам и т.д. "Пушистость" не поощряется, процесс стрижки неординарности поставлен на поток. В ВУЗе и, не дай бог - в армии, этот процесс еще более ужесточается. Любому обществу удобны "стандартные" граждане.

В итоге, на выходе из "воспитательного процесса" мы имеем поток стандартно "подстриженных" молодых людей, со стандартным набором знаний, умений, навыков, ценностей и целей... По статистике, не более 4% из них в какой-то степени сохраняют "пушистость", творческий заряд.

Как же быть? Как увеличить этот процент?
На мой взгляд один из сильных ходов - встреча с чудом.

Пятилетнему мальчику, которого звали Альберт Эйнштейн, подарили компас. "Игрушка" его заворожила! Как так: стрелку компаса никто не трогает, а она упрямо показывает на север! Это же чудо! И он сделал первое свое научное открытие: "За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое..." Всю свою жизнь он посвятил поиску этого чего-то, "глубоко спрятанного".

Где найти чудеса?

Можно всегда выделить несколько областей, где есть место чуду.
  1. Явления природы, особенно мощные и необычайные. Молния, комета, затмение (кстати в этом году "планируется" солнечное затмение) и т.д. Для ребенка очень важно самостоятельное изучение отдельных явлений природы. (Разве глаз обычной стрекозы, строение полевого цветка или чешуя рыбы менее удивительны, чем комета?)
  2. Активное, деятельное общение с культурой, искусством, наукой, историей, религией. Огромное количество чудес описано в Библии и Коране, в научно-популярных книгах и журналах, чудесны многие картины и музыкальные произведения. И все это можно увидеть на видеокассетах.
  3. Ранняя самостоятельная "взрослая" деятельность: от пристального наблюдения - к коллекционированию, самостоятельным экспериментам, трудам и даже теориям.
  4. Встреча с сильной Творческой Личностью и/или ее произведениями, с Учителем.
В конце сороковых годов одна журналистка обратила внимание на странного пожилого человека, который кивал головой и раскачивался в такт пульсирующим струям фонтана.

- Что вы делаете? - изумилась она.
- Пытаюсь увидеть радугу - ответил он. Журналистка тоже попробовала и у нее получилось!
- Как Вас зовут? - спросила она.
- Альберт Эйнштейн - был ответ.

Любопытство - вот движущая сила творчества.
Дорогие родители, постарайтесь не погасить искорку детского любопытства, услышать вопросы своих детей!

Ждем Ваших интересных наблюдений, замечаний и высказываний.
Продолжение следует.