Логотип ДИОЛ
Стратегическое планирование
     ТРИЗ в бизнесе и технике
         Решение задач Коучинг
            Системные расстановки
ДИОЛ

Написать письмо

Автор сайта:
Marcin Cieslak

ТопТренинг.ru - тренинги и семинары
Правильный СSS
© Сибиряков В.Г.

Задавали ли Вы себе когда-нибудь вопрос: "Бывают ли нетворческие профессии?" Какие? Фрезеровщик на заводе приделал несколько линз и зеркал к обычному станку. Теперь он, даже не поворачивая головы, видит все шкалы, не надо "нырять" к нониусам, терять время, сбиваться с темпа работы. Производительность выросла в 3 раза! Это творчество?

Ткачиха выбрала оптимальный путь от станка к станку, вовремя оказывается там, где кончается нить на бобине. Это творчество? Обыкновенный дворник изучает "повадки" своего участка, локальную "розу ветров", снежные заносы. Использует ресурсы: летом ребятишки с удовольствием поливают газоны и чистят тротуары струей воды из шланга...

По-моему, труднее всего "творить" диктору телевидения и суфлеру: все расписано по секундам! Но вот случай: на сцене должен раздаться выстрел, "но громыхальщик" за кулисами уснул. После третьей осечки растерянного артиста суфлер прошипел: "Да заколи ты его!". Зрители и не заметили "накладку"...

ВЫВОД: творчество есть везде, в любой профессии. Надо лишь отыскать, увидеть его место в профессии. Что мешает этому? Причин, наверное, много... Вот одна из них - традиционный способ поиска новых решений - метод проб и ошибок (МПиО).

Совсем другая сторона нашей жизни: Чем определяется "потенциал" страны в мировом сообществе? - Сырьевой базой, ресурсами, уровнем производства, армией... - Все это правильно, но лишь для сегодняшнего среза времени.

А раньше? Почему мы смогли победить в войне, хотя были лишены многих ресурсов - трудовых, сырьевых, производственных? Более того, наша техника за годы войны стала намного лучше, совершеннее, а немецкая - хуже, хотя у них-то с ресурсами было все в порядке... Лучший танк Второй Мировой войны? - "Т-34", а не 200-тонный "Маус" Фердинанда Порше. А лучший самолет? - "ЛА-5", а не "Мессершмит". Как же это удалось: получить в условиях очень жестких ограничений КАЧЕСТВЕННО новые технические решения? Часто говорят: -"Голь на выдумки хитра!" Правильно! Жесткие ограничения приводили неявно к так называемым "идеальным решениями". После войны Черчилль сказал: "Потенциал страны определяется количеством новых идей в головах ее людей". Эту истину многократно переоткрывали. Что же реально мешает нам, здесь и сейчас, генерировать новые идеи? Снова МПиО. В войну перебирать варианты было некогда, да и не из чего было выбирать. А теперь: зачем думать? - Поставим робота, АСУ, компьютер...

Еще один взгляд на проблему.

Перед началом войны в Советском Союзе в НИР и ОКР участвовали 1 млн 518 тыс. человек. Для сравнения: в США вполовину меньше - около 800 тыс. человек. Мы вкладывали в науку 33 млрд. рублей. А какая была отдача, как Вы думаете? (Обычно говорят о 15-25 млрд. руб.) - Нет, от науки мы имели всего 6(!) млрд. рублей... Никакой уважающий себя капиталист, да и не уважающий тоже, такую "науку" содержать не стал бы. Для сравнения: США вкладывает в науку 123 млрд (и не рублей, а долларов), имея от нее прибыли около 400 миллиардов в год. Это данные 1987 г. ["Известия",06.02.89]. - Средний срок окупаемости НИР у нас?

10-15 лет? Нет, маловато даете! 120 лет - вот это срок! Более того, около 40 % НИР могут быть выполнены в заводских лабораториях, а не в НИИ.

В СССР на 7 специалистов со средним и высшим образованием приходится менее одного новаторского предложения (рацпредложение или изобретение) в год . Для сравнения: в Японии средний рабочий, у конвейера, выдает 60-70 новаторских предложений в год. В году 52 недели, значит, он "генерирует" новое чаще, чем раз в неделю... И все предложения оплачиваются соответственно их эффективности для производства. На фирме "Хитачи" регистрируют в год 4 миллиона (!) предложений, 20 тысяч из них - внедряется [НТР,N6,1989].

Качественный уровень разработок можно косвенно оценить по количеству Нобелевских премий: 68 - Англия, 43 - США, СССР и Россия - 10. - По данным ЮНЕСКО мы по уровню образования и культуры занимаем лишь 28-ое место в мире. Наша молодежь по уровню интеллекта - на 56 месте, по уровню потребления мы на 76-ом... Как говорится, стыдно за державу! Стыдно и обидно! Конечно, во многом была виновата извращенная экономика, незаинтересованность ученых в результатах своего труда. Административная система, монополизм отраслей и т.д. Но есть и другой, методологический аспект: поиск новых решений ведется традиционной, общепринятой методикой - МПиО.

Что же это такое? Суть МПиО заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, а вместо нее выдвигается новая. Правил поиска нет: ключом к решению может оказаться любая идея, даже самая дикая. Нет и правил первоначальной оценки идей: заслуживает она проверки или нет - об этом приходится судить субъективно.

МПиО вполне пригоден для решения несложных задач. Но что делать, если решение спрятано среди сотен или тысяч всевозможных вариантов? Выход известен: надо думать, думать и думать о своей задаче. В конце концов придет вдохновение, за ним - озарение... Задача будет решена. (Очень полезно и заранее иметь кое-что за душой, талант, например). Вывод: надо всячески способствовать самому процессу мышления. В этом направлении работают во многих странах. Например, японский профессор Ясиро Накамацу много лет разрабатывает "кресло для размышлений". Это очень удобное кресло с изголовьем в котором спрятан микроволновой излучатель, "стимулирующий" мыслительные процессы. Ноги обогреваются инфракрасным излучателем, это тоже способствует мышлению. Форма кресла "подстраивается" под тело человека, в нем сидящего и т.д. Результаты исследований студентов-добровольцев показали, что они, по сравнению с контрольной группой, лучше запоминали материал, лучше считали. Но ... ничего нового не изобрели. Американские исследователи пошли еще дальше: аналог "кресла для размышлений" иногда непредсказуемо опрокидывался, в помещении раздавались громкие звуки, мигал яркий свет и т.д. Таким образом, они пытались мобилизовать психику испытуемых. Результат тот же...

Идея активизации психики не нова. Еще в середине прошлого века Альфред Крупп, основатель известной династии немецких промышленников, построил себе дом по собственному проекту. Особенностью проекта была оригинальная система вентиляции: в рабочий кабинет Круппа была заведена вентиляция... из конюшни. Это помогало ему думать. (Злые языки утверждали, что после переезда в новый дом, жена Круппа стала часто отлучаться, в Париж куда-нибудь...)

Неудачи предлагаемых способов активизации мышления объясняли очень просто: акты творчества сугубо индивидуальны (Круппу нравится запах навоза, мне - нет). А коли так - то и научить творчеству нельзя. Нужно пробовать и ошибаться каждому, самому.

Ну что же, давайте вдохновимся процентов на 105, понюхаем навоза, задумаемся и попытаемся, например, прочитать японскую газету. У нас ничего не получится: мы не знаем правил этого языка, не знаем иероглифов, будем пытаться по привычке читать слева направо. Мы будем вынуждены просто гадать, совершая бесчисленные пробы и ошибки. Не исключено, что мы угадаем содержание текста, но вероятность этого очень мала.

Но реально-то существует вполне определенные правила японского языка, хотим мы этого или нет. И японцы ими прекрасно пользуются, и не только при чтении газет.

Попытка прочитать газету на незнакомом языке, угадать ее содержание, очень хорошо моделирует МПиО, эту "традиционную технологию творчества". Что нужно, чтобы читать по-японски? Естественно, изучать язык, стараться понять его правила и законы...

Однако сейчас МПиО нас, человечество, не устраивает по нескольким причинам:
  • Экономически. И не только из-за колоссальных потерь в рублях или долларах, не только из-за экологических последствий решений, принятых методом "тыка", но из-за расплаты за них человеческими изнями.

    Вот страшный факт. Флеминг, изобретатель пенициллина, писал, что пенициллин должен был появиться в больницах минимум на 20 лет раньше. Мешала психологическая инерция, обыкновенная привычка к тому, что плесень - это плохо, вредно. Все видели, что плесень убивает микробов. Это знали многие бабки-знахарки, врачи-эпидемиологи, биологи, микробиологи. В тарелке, в колбе - пожалуйста! А вот ввести плесень в человека ... На 20 лет было отсрочено появление этого лекарства. По мнению Флеминга, это стоило жизни 20-ти миллионам человек! По Европе прошла эпидемия вирусного гриппа (испанка)... А ведь эту эпидемию могли встретить с пенициллином. Другой пример, современный, - Чернобыль. Его последствия очень трудно оценить сегодня. А по мнению экспертов в этой аварии во многом виновата "полная беспомощность в области изобретательства физиков из Института Атомной Энергии им. Курчатова".
  • Непредсказуемость: сколько перебирать? Когда остановиться? Нет и критериев правильного,"сильного" решения. Как получится...
  • Психологически. Здесь два важных аспекта.

    Во-первых, решив задачу каким-либо методом, человек поневоле, чисто психологически, стремится и другие, новые задачи, решать тем же методом.

    Во-вторых, не решив одну задачу, отказываются даже браться за другие.

    Примеров тому великое множество...
В целом, резюмируя, можно сказать так: к середине ХХ века темпы роста научно-технического прогресса вошли в жесткое противоречие со способами поиска новых технических решений. Необходимо было искать новые подходы.

Большая часть исследователей начала заниматься усовершенствованием МПиО, и это совершенно закономерно. Появился "мозговой штурм" (брейнсторминг), морфологический анализ, синектика и множество, более ста, других модификаций МПиО.

Основу же нашей работы составляет совершенно другой подход, сформированный советским исследователем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Начало работы - г.Баку, 1946 год, первая публикация - 1956 г.

Основной постулат ТРИЗ: технические системы появляются и развиваются по определенным объективным законам. Эти законы можно познать и использовать для целенаправленного развития техники, без множества пустых проб.

Вернемся к аналогии с японским языком. Можно его изучить?

Да, конечно. - Что для этого надо? Надо ли "копаться в голове" у японцев, выяснять, что они нюхают, что едят, чтобы понять закономерности японского языка? - Нет, надо брать учебники, словари и работать, работать... А как же быть с техникой? Как выявить ее законы?

Г.С. Альтшуллер взял на себя колоссальный труд: он проанализировал несколько десятков тысяч изобретений, расклассифицировал их и путем тщательного анализа выявил основные закономерности развития ТС. Надо сказать, что нигде, кроме техники, не существует систематизированного и компактного информационного фонда, где было бы в одном предложении описано существующее положение, цель предлагаемого изменения, способ достижения этой цели, отличия его от всех других. А именно так устроена "формула изобретения" (патентная формула). Добавлю, что работа по анализу патентного фонда и теперь продолжается постоянно: например, для реализации идей ТРИЗ на ЭВМ проанализирован весь патентный фонд СССР (а это более полутора миллионов авторских свидетельств) и около 500 тысяч иностранных патентов! Эту работу делали десятки специалистов по ТРИЗ в разных городах страны. Выявленные при анализе патентного фонда четкие правила многократно проверяются при решении сотен и тысяч реальных производственных задач слушателей семинаров, курсов и школ ТРИЗ. Можно сказать, что таким образом формируется своеобразный "язык", описывающий развитие техники. Самое главное (и самое привлекательное!) в ТРИЗ - ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ. Любой нормальный человек может изучить ТРИЗ и эффективно использовать полученные знания и методы в своей работе в отсутствии авторов и преподавателей теории.

Условно можно разделить ТРИЗ на две большие части:

а) механизмы, используемые для решения конкретных задач совершенствования техники и

б) механизмы развития технических (а теперь уже и не только технических) систем и самого человека-решателя.


Более подробные знания о ТРИЗ вы можете почерпнуть из литературы. Для того, чтобы пользоваться ТРИЗ инструментально, мы и наши коллеги проводим курсы обучения. Результатом работы является решение одной или нескольких производственных задач на уровне изобретений. Мы также можем оказать помощь в оформлении заявки на изобретение. Кроме курса ТРИЗ в программу обучения введен небольшой блок информации о функционально-стоимостном анализе (ФСА) и практические занятия с интеллектуальной системой "Изобретающая машина", с помощью которой также можно получать сильные решения.

И последнее. В глубине многих социальных проблем лежат, как ни парадоксально, проблемы технические. Почему бастуют шахтеры страны? Да потому, что условия труда в современной шахте мало отличаются от дореволюционных. А создать новые высокопроизводительные технологии - это задача науки. Решать такие задачи только на энтузиазме? Нет, необходимо привлечение научного потенциала страны к решению таких задач. А для этого необходимо знать объективные законы развития систем, причем не просто знать, а знать инструментально - т.е. уметь применять на деле. Именно с этой целью мы и наши коллеги в других городах проводим семинары по ТРИЗ для специалистов самых разных отраслей науки и техники.

*************************

Сколько гениев было в истории человечества?
Сколько их живет сейчас, в Вашем городе?

Мало? - Это не то слово!

Александр Сергеевич Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей было около 4-ех тысяч гениев (всего!), 120 000 крупных талантов, 150 000 более-менее способных людей...Всего...

Эти данные получены при анализе энциклопедий и справочников.
Причем в этот список попадает и признанный гений и преступник.
Последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев.

По оценкам демографов за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас нас чуть больше 5 миллиардов).

Подсчитайте-ка КПД человечества по гениям и талантам.

КПД = (150 000 + 120 000): 80 000 000 000

Сколько получилось? 3,4 х 10(-6) степени... А у паровоза сколько?
Обидно ведь...

10(-6) степени - это уровень флуктуаций, уровень "шума".
И это при том, что каждый здоровый ребенок, любой из нас - потенциальный гений!

Демографические данные были опубликованы или в журнале "Химия и Жизнь" или "Энергия" года два назад. Данные "по гениям" взяты из статьи И.Верткина "Погоня за временем", журнал "Парус",N6, 1988

Все права на публикуемые на сайте материалы принадлежат авторам.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.