|
|
Главная | ДИОЛ | Портрет клиента | Бизнес-задачи | Проекты | ТРИЗ | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЛЕКЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«ТРИЗ в развитии творческой личности»
- Цели и задачи дисциплины.
- Цель преподавания дисциплины, её место в учебном процессе.
Цель преподавания дисциплины – познакомить с методами ТРИЗ, дать слушателям системное изложение теоретических и методических основ по применению творческих подходов и методов в решении организационных, технических, экономических задач для обеспечения эффективности любых нововведений (в том числе новой техники, техноло-гий, управленческих новаций и т.п.), ознакомить их с официально действующими методи-ками (как в отечественной, так и в зарубежной практике) и сферой их применения..
В процессе изучения дисциплины ТРИЗ слушатели должны усвоить основные приёмы и особенности творческих и научных подходов для оценки эффективности системных процессов в нововведениях, принимаемых управленческих решениях в инновационном комплексе..
После изучения данной дисциплины слушатель должен:
- знать виды и особенности использования различных творческих подходов в про-цессах анализа ситуации, генерации идей, постановке задач, оценки рисков.
- иметь системное представление о методах ТРИЗ, способах их определения, воз-можностях и необходимости их применения в решении творческих или иных задач;
- уметь использовать на практике отдельные методы ТРИЗ для оценки эффективно-сти нововведений и оценки риска инвестиций в инновационные проекты;
- иметь представление о порядке и механизмах проведения и финансирования ра-бот по применению ТРИЗ в современных условиях;
- владеть определёнными навыками использования компьютерного программного обеспечения, для выполнения работ при использовании методов ТРИЗ;
- уметь документально оформлять проведённые работы, используя методы ТРИЗ.
- Задачи изучения дисциплины.
Важнейшими задачами являются:
- дать понимание о существующих методах и творческих подходах в решении эко-номических, организационных, технических и др. видов задач в отечественном и зару-бежном опыте;
- ознакомление с историческими фактами возникновения методов ТРИЗ;
- дать понимание системного подхода и системного анализа разработанных на ос-нове методов ТРИЗ;
- приобретение навыков начального уровня анализа и прогнозирования, используя методы ТРИЗ в решении экономических, организационных, технических и др. задач;
- изучение различных механизмов реализации творческих подходов в решении за-дач с использованием методов ТРИЗ.
- Темы и содержание дисциплины.
Тема 1. Творчество как необходимое условие эффективности в бизнесе.
Творческая природа деятельности человека. Комплексный подход к понятию творче-ства в человеческой деятельности. Критерии и уровни творчества. Виды творчества по объектам (развитие средств и предметов труда, совершенствование технологии, организа-ции и управления, информационных систем и коммуникаций).
Тренинг: «Стандарты и стереотипы».
Тренинг: «Учимся снимать инерцию мышления».
Тема 2. Неалгоритмические и современные методы творчества.
Современные методы творчества. Понятия и определения: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод синектики, морфологический анализ, метод контроль-ных вопросов. Результаты попыток объединения различных методов.
Тренинг: «Роль творчества в изобретательстве».
Тренинг: «Не все решения находят через «мозговой штурм».
Тема 3. История ТРИЗ. Система. Природные и искусственные системы. Систем-ный оператор. Противоречия.
Предпосылки возникновения ТРИЗ. Творческие подходы в основных направлениях научно-технического развития (НТР) в период появления ТРИЗ. Развитие методов и зако-нов ТРИЗ на предприятиях и других видах деятельности человека. Система. Системный оператор как инструмент талантливого мышления. Появление и развитие систем (S – кри-вая).
Тренинг: «Система и место человека в системе»
Тренинг: «Природные и искусственные системы».
Тренинг: «Системный оператор».
Тема 4. Стандарты и стереотипы. Идеальный - конечный результат (ИКР). По-становка задач через методы ТРИЗ. Определение критериев оценки результатов.
Ограничения, стандарты и стереотипы в изобретательстве. Представление основных положений что такое – цель, постановка задач, выявление ресурсов, определение идеально конечного результата (ИКР). Противоречия и как определить, какие противоречия меша-ют создать, а главное «раскрутить» собственное дело?
Тренинг: «Использование стереотипов в творчестве»
Тренинг: «Метод контрольных вопросов в постановке задач»
Тема 5. ТРИЗ в технических системах.
Технология использования методов творчества. Методы и формы творческого подхо-да в технических системах отечественной и зарубежной практике.
Тренинг: «Решение по таблицам и алгоритмам»
Тренинг: «Творчество в изобретениях или изобретения в творчестве»
Тема 6. ТРИЗ в организационных системах.
Применение ТРИЗ в организационных системах. Взаимосвязи ТРИЗ и планирования инновационного развития на различных уровнях – в народном хозяйстве, в отрасли, в ре-гионе, на отдельном предприятии. ТРИЗ в инновационной политике предприятия. Основы выбора отдельных методов ТРИЗ для включения в план инноваций.
Тренинг: «Организация собственного бизнеса как системы»
- Распределение учебных часов по видам занятий
Таблица 1
Темы дисциплин |
Дата/день не-дели |
Часы |
лекции |
практ.
(лаб.)
занятия |
Тема 1. Творчество как необходимое условие эффек-тивности в бизнесе.
|
05.09.06
вторник
|
3
|
2
|
Тема 2. Неалгоритмические и современные методы творчества.
|
07.07.06
четверг
|
2
|
3
|
Тема 3. История ТРИЗ. Система. Природные и искусст-венные системы. Системный оператор. Противоречия.
|
12.09.06
вторник
|
2
|
3
|
Тема 4. Стандарты и стереотипы. Идеальный - конеч-ный результат (ИКР). Постановка задач через методы ТРИЗ. Определение критериев оценки результатов.
|
14.07.06
четверг
|
2
|
3
|
Тема 5. ТРИЗ в технических системах.
|
19.09.06
вторник
|
3
|
2
|
Тема 6. ТРИЗ в организационных системах.
|
21.07.06
четверг
|
2
|
3
|
Итого:
|
-
|
14
|
16
|
Итого:
|
30
|
- Индивидуальное задание и его характеристика. Проводятся в рамках тренин-гов. Вопросы.
- Виды и особенности различных творческих подходов в процессах анализа ситуа-ции, генерации идей, постановке задач, оценки рисков.
- Уровни изобретений. Отличия Изобретений.
- Особенности ТРИЗ. Эффективность использования ТРИЗ.
- Способы определения методов ТРИЗ.
- Возможности и необходимость применения методов ТРИЗ в решении различных задач.
- Механизм проведения и финансирования работ по применению ТРИЗ в современ-ных условиях.
- Определение системы. Элементы системы.
- Противоречия. Методы разрешения противоречий.
- Постановка задач на выполнение работ с применение методов ТРИЗ.
- Определение – идеальный конечный результат (ИКР). Отличия и особенности ИКР от понятий – отрицательный результат, результат, положительный результат, отличный результат и т.п.
- Стандарты, применяемые в ТРИЗ.
- Природные и искусственные системы мира с позиции ТРИЗ.
- Отличия методов ТРИЗ от других методов в анализе, планировании, разработке, внедрении.
- Документальное оформление проведённые работы, используя методы ТРИЗ.
- Система контроля качества внедрения разработок с применением методов ТРИЗ.
- Использование на практике отдельных методов ТРИЗ
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Наглядные и другие пособия, методические указания по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методические материалы к используемым в учебном про-цессе техническим и компьютерным средствам. Презентации на компьютере с использо-ванием приложений Microsoft. Программамы: Word, Excel, Power Point. Видеофильмы, фото - презентации.
- Для успешного усвоения курса слушателям необходимы знания основ компью-терной грамотности, умение работать с программными продуктами и в сети Интернет. В программе курса применяются способы активизации познавательных процессов – работа с использованием специальных авторских программам и методов ТРИЗ. Использование программных приложений Microsoft Word, Excel, Power Point.
- Учебно-методические материалы по дисциплине.
- Основная и дополнительная литература, другие информационные источники.
Основная литература
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С.Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991.
- Альтшуллер Г.С. О психологии изобретатель¬ского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. – 1956. – № 6.
- Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С.Альтшуллер. – М.: Московский рабо-чий, 1973. – 296 с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
- Каримов Х.К. Техническое творчество в системе познавательной деятельности. Диа-лектика научного познания / Х.К.Каримов. – Самарканд, 1983. – 30 с.
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
- Кругликов Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятель-ности / Г.И.Кругликов, В.Д.Симоненко. – Курск: КГПУ, 1998 – 321 с.
- Злотин Б. Л. Изобретатель пришел на урок / Б.Л.Злотин, А.В.Зусман. – Кишинев: Лу-мина, 1989.
- Селюцкий А. Б. Дерзкие формулы творчества / А.Б.Селюцкий. – Петроза¬водск: Каре-лия, 1987.
- Нить в лабиринте // Сост. А. Б. Селюцкий. — Петроза¬водск: Карелия, 1988.
- Петрович Н.Т. Путь к изобретению / Н.Т. Петрович, В.М.Цуриков. – М.: Мол. гвар-дия, 1986.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция) / авт. кол.: В.В.Коссов, В.Н.Лифшиц, Н.Г.Шахназаров. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. – 421 с.
- Инновационный менеджмент: учебник для вузов по спец. «Менеджмент» / С.Д. Иль-енкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин, В.И. Кузнецов; под ред. С.Д. Ильенковой / М.: ЮНИТИ, 2000. – 327 с.
- Инновационный менеджмент: справоч. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казан-цева, Л.Э. Миндели. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: ЦИСН, 1998. – 568 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А.Фатхутдинов. – СПб: Питер, 2002. – 400 с.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PR: ч. 1 / И.Л.Викентьев. – СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995. – 228 с.
- Вудвортс Р. Этапы творческого мышления / Р. Вудвортс //Экспериментальная психо-логия. – М., 1950.
- Викентьев И.Л. «Лестница идей». Основы теории решения изобретательских задач в примерах и задачах / И.Л.Викентьев, И. К.Кайков. – Новосибирск: Молодость Сиби-ри. 1992. – 104 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенного управления: руководство для высшего управ-ленческого персонала: т. 2 / В. В.Гончаров. – М.: МНИИПУ, 1996. – 720 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1976.
? Дополнительная литература
- Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 // Ведомо-сти Съезда народных депутатов Россий¬ской Федерации и Верховного Совета Россий-ской Федерации, 1992, № 42.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.М. Прохоров. – 4-е зд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989.
- Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Совре-менная практика и документирование: учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 432 с.
- Цай Т.Н. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка / Т.Н.Цай, П.Г.Грабовый, Бассам Сайел Марашда. – М.: Аланс, 1997. – 288 с.
- Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвести-ционной и инновационной сфер / Г.Н. Заверюха // Финансы. – 2000. – № 1. – С. 5-15.
- Дагеев А.В. Фактор НТП в современной рыночной экономике / А.В. Дагеев. – М.: Наука, 1998. – 123 с.
- Ковалёв В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Кова-лёв, О.Н. Волкова. – М. ООО «ТК Велби», 2004. – 424 с.
- Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика / А.И.Анчишкин. – М.: Экономика, 1986. – 188 с.
- www.trizdiol.ru.
- www.triz-ri.ru.
- www.mi.ru/~trii.
- www.triz.minsk.by.
- www.uic.baschedu.ru.
Автор-составитель: В.В.Осадько
<< ТРИЗ-центр
|
|
|